Архангельск первым в России в 1907 году открывает регулярное автобусное движение. Первая железная городская дорога соединяла улицы Суворова и Урицкого. В 1914 году началось строительство дороги. Из 18 вагонов состоял трамвайный парк.
Важным событием для развития города было открытие северной железной дороги Архангельск–Вологда. Железная дорога на данном участке была узкоколейной. На широкую колею полотно перешили в первую мировую войну.
Управление торгового порта в городе было учреждено в 1904 году. А в 1915 году открыли Ледокольное бюро. В его состав входили тринадцать ледокольных судов и ледоколов: «Таймыр», «Вайгач», «Александр Сибиряков», «Соловей Будимирович» («Малыгин»), «Георгий Седов», «Эрл Грей», «Садко», и другие.
Поморский эллинг торжественно открыли в Соломбале в 1911 году. Он предназначался для ремонта и строительства деревянных речных судов и малотоннажных морских. Позднее предприятие переименовывают в Соломбальскую судоверфь.
Главный памятник Петру Первому открыли на берегу Северной Двины в 1914 году. Скульптор: Антокольский М.М. Император изображен в полный рост в офицерском мундире Преображенского полка, тем самым олицетворяя могущество России.
В 1917 году Архангельск уходит на второй план. В это время был построен город Мурманск с развитым рыболовецким промыслом. Российское государство предпочтение отдает становлению и развитию молодого города. В октябре 1917 года Архангельск захватили белогвардейцы и интервенты. Только через 3 года город отстояла советская власть.
В декабре 1936 года Архангельск превращается в центр Северной области, поскольку северный край разделили на Северную область и Коми АССР. Через год город становится центром Архангельской области.