В древние времена Арзамас был городом пограничным. И дорога отсюда была только в сторону Москвы. Во всех других направлениях были или дремучие леса или дороги контролировавшиеся татарскими силами. Однако, со временем, по мере продвижения русских границ на юго-восток, город стал приобретать значения крупного транспортного узла. Именно через Арзамас проходили многие тракты. Арзамас был местом пересечения множества торговых путей того времени.
Однако, при постройке железных дорог, город оказался в стороне от основных стальных магистралей. Это приводило к его определенному упадку. Тем не менее, сегодня ситуация принципиально иная. Современный Арзамас стоит на пересечении оживленных автомобильных и железнодорожных путей из Москвы в Казань и из Нижнего Новгорода в Пензу. Город является центральным транспортным узлом южной части Нижегородской области.
Отсутствие в городе и возле него крупных водных артерий обусловило отсутствие речного транспорта, несмотря на то, что город находится в Поволжье, одном из регионов, наиболее использующих для транспортных перевозок водный транспорт.
Кроме автомобильного и железнодорожного транспорта, арзамасцы имеют возможность пользоваться и авиатранспортом. Однако, для этого им нужно ехать в близлежащие областные центры. В первую очередь это касается Нижнего Новгорода. До Нижегородского аэропорта Стригино от Арзамаса 96 км.
В окрестностях города очень развит трубопроводный транспорт. Территорию города пересекает трасса газопровода Саратов – Нижний Новгород – Череповец. Кроме того, около города проходит высоковольтная линия электропередач от Волжской гидроэлектростанции в Москву. Для обеспечения города питьевой и технической водой, к городу подведены два водопровода. Один от Пустынского , а другой от Слизневского водозаборов.