Существует много разных мнений на счет зарождения Хаджи-Тархана, который был ничем иным, как резиденцией хана Золотой Орды, который в конце лета регулярно приезжал в свои владения на отдых, но все единодушно сходятся в одном – в письменном виде впервые упомянул Хаджи-Тархан именно Ибн Баттуты.
В своих записках он описывает это поселение, которое он посетил проездом вместе с Узбек-ханом, а произошло это еще в тридцатых годах четырнадцатого столетия. Впрочем, есть все предпосылки предполагать, что дата освоения города была гораздо более глубоко отодвинута в исторические дебри. И вот почему – Гильом де Рубрук в своих воспоминаниях о путешествии по реке Волге, описывает небольшой поселок, который находился по западную сторону дельты реки. Этот поселок, по словам Гильома, был в услужении у Сартака, сына Бату, который в зимнее время регулярно находился в поселке и даже по собственной воле заложил в нем церковь.
Нынешнее местоположение останков Хаджи-Тархана находится близ Астрахани, до которой отсюда около двенадцати километров. По толкованию Ибн Баттуты, Хаджи-Тархан переводится как «Паломник в Мекку, свободный от налогов». Сама Астрахань получила свое название именно от названия этого поселка и даже по сей день сохраняется некоторое созвучие между звучанием того и другого названия. Кстати, город прочно заполучил свое имя только в XVII столетии, а до тех пор город находился во власти Тимура, который в конце XIV века совершил набег на город и, несмотря на то, что местные жители сдались на милость завоевателю, Тимур разграбил и разорил город. И все-таки, Тимур не стал до конца разрушать город и обошелся с ним более милосердно, чем со столицей Золотой Орды. Тем не менее, Хаджи-Тархан все равно пришел в запустение и захирел вместе с остатками Золотой Орды.