В начале XIX века предприниматели Брянска активно подают прошения о присвоении им земли под различные предприятия и заведения. В новых канатных фабриках заинтересованы торговцы пенькой, свою продукцию они отправляли в Константинополь и черноморские порты. Действовали швейные, сапожные, скорняжные мастерские, лесопилки, пивоваренные заводы. В этот период был популярен бурлацкий промысел, товар поступал в Кременчугу, Херсону, Киев.
Начало индустриализации в городе приходится на конец XIX века, это было связано со строительством железной дороги. Через Брянск в 1868 году прокладывают дороги до Москвы, Гомеля, Львова. Крупным железнодорожным узлом становится Брянск, который выгоден для инвестиций. Машиностроительные и металлургические предприятия строят в окрестностях города.
Именно в этот период на Брянской земле развиваются крупные промышленные предприятия. В 1890 году на суконных фабриках трудилось 2000 человек, на Дятьковском хрустальном – 400 человек, на Брянском заводе – 4500 человек. Династия Мальцевых имела в своем владении ряд заводов, которые в дальнейшем были образованы в промышленно-территориальный комплекс, получивший название Мальцовщина. Эту промышленную сеть обслуживала специальная железная дорога.
Высоким экспортным потенциалом обладали брянские товары. Например, дятьковский хрусталь имел спрос, как в России, так и в Турции, Румынии, Болгарии. В 1900 году в Брянске создают цементную промышленность, именно здесь начинается первое в России производство шифера.
В 1885 году начинаются волнения рабочих. Это событие было вызвано слишком низким уровнем жизни рабочих и их полным бесправием перед владельцами предприятий. Волнения перешли в организованные революционные действия 1905 года.