Новости  История  Достопри...  Экономика 
   
 

Древние верования

• Когда-то в стародавние времена повсеместно отмечался весенний праздник богини Тушоли.

Культ поклонения этой богини уходит во времена вайнахов – предков современных чеченцев. Тушоли – это прекрасная богиня плодородия, любви, весны и деторождения. Богиня Тушоли – по верованиям древних вайнахов – основа всего живущего. Чествовали богиню обычно в последний воскресный день первого месяца весны. Обычно к этому времени прилетала символическая птица счастья – удод. Удод считался главной птицей, которая приносит на своих крыльях весну. Его называли даже «Курица Тушоли», тем самым связывая с богиней. Удода нельзя было убивать, так как все считали его священной птицей. Только старейшина- жрец богини Тушоли, и только в самом крайнем случае, например, при лечении больного, мог позволить убить удода. Как у большинства народов Европы, аист является птицей, приносящей в дом счастье, и поэтому хорошим признаком считается, если он поселится рядом с домом. У чеченцев такой птицей считается удод. Если он поселился на чердаке дома, или свил гнездо где-то поблизости, то это – верный признак удачи и процветания для всех обитателей дома, выбранного удодом.

В древние времена, когда еще чеченцы не приняли мусульманскую веру, праздник богини Тушоли считался самым подходящим временем для свадеб. В конце первого весеннего месяца начинался выбор невест. Считалось, по тем временам, что браки, заключенные в праздник богини будут самыми счастливыми, а у женщин родится много сыновей.


Жрецы в честь богини наряжались в белые одежды и совершали священнодействия возле ее идола – хоругви. Древко для которой вырезалось только из деревьев, растущих в священной роще. Простым людям туда вход был запрещен.

Все почитатели богини приносили ей подарки: свечи из воска, отлитые пули, рога оленей, украшенные лентами.

Сегодня культ богини запрещен, но праздник, связанный с Тушоли, отмечается, как народный и считается в основном женским и детским праздником встречи весны.

• Когда-то почитался чеченским народом и громовержец Села.

Преклонение язычников перед громом и молнией известно, практически, у всех народов, так как эта стихия производила на людей неизгладимые впечатления. Согласно чеченской легенде, именно Села обладал огнем, на земле же не было огня. Этим волшебным огнем захотел завладеть вор. Он пробрался в жилище Села, но бог увидел его и бросился в вора горящей головней. Головня полетела на землю, и у людей с тех пор тоже появился огонь в очаге. Так у древнего народа молния считалась горящим факелом бога, а радуга – его натянутым луком. В честь Села был даже назван месяц май. Вероятно, потому, что именно в это время происходили самые частые грозы. Каждая среда (день в середине недели) тоже считался днем бога. В этот день нельзя было делиться огнем из своего очага, даже уголек и тот нельзя было передать постороннему.

Села в доисламский период был особо почитаем. Даже человека, убитого молнией, считали удостоившимся великой чести и хоронили со всеми почестями в склепе сидя на специальном каменном кресле. При этом умершего одевали в лучшие одежды и в полном вооружении. Место же, где человека поражала молния, считалось святым. Это относилось и к тем местам, где молнией убивало животное.

Сегодня языческие боги остались только в народных легендах и преданиях.