В ΧΙΧ веке поселение начало развиваться активными темпами. С 1825 по 1829 год коренным образом изменился его облик. По проектам архитектора М. Малахова была проведена реконструкция Каменского завода, введены в строй новые домны, построена контора заводоуправления и склады. В поселке также появился госпиталь и был реорганизован главный храм. Все чаще поселок начинает упоминаться именно как Каменск. Со временем он становится главным торгово-посреднического центром Урала и крупным транспортным узлом.
Отметим, что постепенно мощности чугунолитейного завода устаревают, он начинает выпускать меньше продукции, теряя тем самым роль главного промышленного предприятия. Зато в поселке начинают развиваться новые виды промышленности, связанные в основном с переработкой сельскохозяйственного сырья.
Еще большую активность, как в экономическую, так и общественную жизнь поселения вносит запуск железнодорожной линии дороги Екатеринбург – Тюмень. В 1885 году было открыто железнодорожное движение поездов на ветке Богданович – Синарская. Таким образом, Каменск был соединен ж/д сообщением со строящейся транссибирской магистралью. Это дало мощный толчок развитию торговых отношений между Уралом и другими регионами Российской империи.
К концу ΧΙΧ века жизнь населения Каменска становится более культурной, здесь появляются первые школы и училище. В 1899 году в поселке открылась первая публичная библиотека.
Согласно данным переписи населения, в 1897 году в поселке проживало 6,4 тыс. человек. Отметим, что кроме Каменского завода на то время в Каменске также действовали фаянсовая и кожевенная фабрики, а также мыловаренные и маслобойные производства. Львиная доля населения была занята в этих видах промышленности. После запуска железнодорожной линии среди местных жителей становится все больше купцов.