К началу XX века Екатеринодар становится крупным транспортным, культурным, промышленным, экономическим центром Кубани с населением более 150 тыс. человек.
Город соединялся ветками железной дороги с портами Азовского и Чёрного морей, став железнодорожным центром всей Кубани. На территории Екатеринодара (одного из первых в России) были проложены рельсы, по которым ходил электрический трамвай. Архитектурный облик города отличался самобытностью, жители ласково называли его «маленьким Парижем».
В начале ХХ в. Екатеринодаре открываются новые учебные и высшие образовательные заведения, драматический театр и театр оперетты, музеи, стали печататься газеты. На тот момент в городе функционирует уже 125 заводов и фабрик.
В то же время в Екатеринодаре был организован меновой двор для стабилизации торговых связей с жителями горных районов Кавказа.
Во время гражданской войны столица Кубани стала столицей белого Юга России. После революции 1917 г. жители Екатеринодара активно выражали свои оппозиционные взгляды. Кубанская рада возглавляла центр казачьей контрреволюции. Однако в мае 1918 г. красноармейцы потеснили контрреволюционеров из Екатеринодара, реорганизовав его в столицу Кубано-Черноморской советской республики. Однако в августе того же года город вновь был захвачен белогвардейцами. И все же в 1920 г. в Екатеринодаре окончательно была установлена советская власть, а город был переименован в Краснодар.