Главным и значимым событием в истории города стало социалистическое строительство завода КамАЗ в 1969 году. С этого момента о городе заговорила вся страна.
Экскаваторщик Михаил Носков 13 декабря 1969 года на промышленной площадке выгреб первый ковш земли во время строительства первого корпуса будущего автогиганта. Строительно-монтажные работы начались в феврале 70-го, к концу года первенцами стали фундаменты Ремонтно-инструментального завода и Литейного завода. Строительство КамАЗа было объявлено ударной комсомольской стройкой Советского союза.
За период 1970–1981 гг. на строительство завода было затрачено и освоено свыше 5 млрд. руб., и введено производственных фондов на сумму около 4 млрд. руб. (на тот момент это равнялось стоимости вместе взятых ЗИЛа, ГАЗа, ВАЗа).
Развёрнутая общая площадь сооружений и зданий комплекса КамАЗа составляла 3343 тыс.м².
На заводах комплекса установлено более тридцати тыс. единиц современного оборудования, в т.ч. производственных – двадцать тыс. ед., половина из которых была поставлена по импорту. Большая часть оборудования завода работает по автоматическим и полуавтоматическим циклам. В оснащении оборудованием завода КамАЗ приняли участие более семисот иностранных фирм из стран Европы, Канады, США и Японии, а также из две тысячи заводов из пятисот городов СССР.
Параллельно с заводом шла стройка Нового города современных Набережных Челнов. Население города планировалось увеличить в десятки раз. Для первопроходцев КамАЗа был построен первый двенадцатиэтажный жилой дом, и сдан в эксплуатацию уже 1971 г. Строительство современного города означало проведение советской властью своеобразного социального эксперимента. Город пополнялся ежегодно до сорока тысяч человек. Планировалось увеличить население с чуть менее 30 тысяч до полумиллиона.