Технический проект завода совместно был разработан специалистами института «Гипроавтопром» с ведущими предприятиями СССР (институт «Промстройпроект» Госстрой СССР и «Гипродвигатель» (г. Ярославль)).
К проектированию были привлечены и иностранные фирмы, такие как «Свинделл–Дресслер» (США, Питсбург), «Рено» (Франция), «Либхерр» (ФРГ, Штутгарт).
В 1974 году в экспериментальном цеху завода собран первый двигатель. Первый автомобиль сошёл с конвейера в феврале 1976 года.
В наши дни экономика и жизнь в Набережных Челнах стали неотделимы от экономики и жизни автогиганта завода КамАЗ.
90-е года стали тяжелым и трудным испытанием для города.
В связи с падением производства в перестроечных 90-х годах, в России сложились неблагоприятная обстановка для завода. Огромные мощности производства, цеха завода, простаивали. Обстановка на градообразующем предприятии крайне негативно аукнулась населению города безработицей и безденежьем. Но, благодаря усилиям и продуманным действиям руководства, поддержке правительства России и правительства Татарстана, удалось конвертировать долг предприятия в акции, а также восстановить уничтоженное пожаром 1993 года производство, освоить выпуск новых грузовиков.
КамАЗ 2000-е.
Экономическая ситуация в городе налаживается.
2001 год: завод впервые за 7 лет получил прибыль в пятьдесят семь миллионов рублей. Благодаря хорошо продуманной стратегии, наконец, перестал быть убыточным предприятием.
2005 год: контрольный пакет акций завода малолитражных автомобилей (ОАО «ЗМА»), выпускающего легковые автомобили «Ока», отчужден к «Северсталь-Авто».
2005 год: создано совместное казахско-российское АО «КАМАЗ-Инжиниринг» – предприятие по сборке техники КамАЗ для удовлетворения внутреннего рынка Казахстана. С конвейера предприятия сошел первый самосвал и первый вахтовый автобус.
2006 год принес команде «КАМАЗ-мастер» победу во внедорожных ралли «Дакар» в 7 раз. За 2007 год было заявлено о достижении заводом уровня загрузки производства машин.
В 2008 году территория Ремонтно-инструментального завода отдана сборочному производству грузовиков Mercedes (Daimler AG).
После кризиса 2008 года завод стал наращивать темпы выпуска автомобилей. С конвейера на заводе сошел 2-ух миллионный грузовик КамАЗ.
Завод приступил к выпуску дорожно-строительной и сельскохозяйственной техники под торговой маркой Case New Holland (CNH принадлежащей FIAT Group).