Обязанности горного командира в 1745 году стал исполнять Н.Г. Клеопин, продолжатель дела и преемник Геннина. Клеопин также задумал строительство завода, к этим планам он приступает в 1747 году. Строительством руководил Г.У. Райзер, берг-мейстер, а Л.С. Злобин являлся главным техническим мастером. В сентябре 1749 года в эксплуатацию ввели казённый Уткинский завод (стоял на берегу реки Утки).
В нескольких километрах от завода расположилась таможенная Чусовая (или Уткинская) слобода. Ее основали в 1651 году А. Гилев и Ф. Арапов. Известность этому местечку принёс речной сплав. Здесь стояла главная пристань горного Урала.
В апреле 1703 года с Уткинской пристани ушёл первый караван из сорока стругов. Караваны уходили не каждый год, старые заводы немного выпускали продукции, а новые предприятия только строились. Но с 1731 года начали каждую весну с пристани отправлять барки, груженные медью и железом.
К середине восемнадцатого века на реке Чусовой действовали 4 завода: на Верхней Утке – казенный завод, на Билимбаихе – строгановский, на Шайтанке и Ревде – два демидовских.
Старообрядцы были первыми жителями Ревдинского и Шайтанского заводов. Многие из них стали здесь достаточно зажиточными купцами. На Уткинском и Билимбаевском заводе проживали русские слои населения.
В 1745 году умер А.Н. Демидов. Его сыновья, повторяя историю отца, начали многолетнюю тяжбу за наследство. К владению частями богатства братья приступили только в 1758 году. Все заводы и вотчины поделили на три части. Г.А. Демидову досталась Ревдинская часть. В 1747 начинают раздел имущества также семья Строгановых. Сергей Строганов получает Билимбаевский завод. Каждый раз в течение многих лет наследники Строгановых и Демидовых делили полученное имущество в сильной вражде. В июле 1758 года Уткинский завод передают камергеру С.П. Ягужинскому. Шайтанский завод в 1767 году Демидовы продали купцам Сергею и Ефиму Алексеевичам.