Когда были открыты Мариинская и Тихвинская водные системы, Рыбинск начал считаться главным узлом, который соединял бассейн Волги и Каспийского моря с Петербургом. Здесь навигация длилась примерно 197 дней. Нескончаемый поток малых и больших судов нуждался в обслуживании огромной массой людей.
Город считался столицей грузчиков и бурлаков. Бурлачество на Волге можно было разделить на 2 группы: нижние и верхние бурлаки. Верхние трудились на системах между Петербургом и Рыбинском, нижние – обслуживали расстояние между Астраханью и Рыбинском.
Основная часть бурлаков включала в себя государственных, помещичьих, удельных крестьян, а также имелись мещане из приволжских губерний. Они были объединены в артели численностью 10-45 чел. Условия их найма определял «Устав купеческого водоходства», он был составлен в судовладельческих интересах.
Вторая половина 19-го века связана с продолжением роста Рыбинска в качестве внутреннего порта. У крупнейших торговых и пароходных компаний страны здесь находились склады, конторы и пристани. Промышленность города данного периода представлялась предприятиями, которые обслуживали судоходство и железную дорогу. Особенное место занимали среди них предприятия Журавлева, которые включали четыре завода.
В период с 1907 по 1917 гг. дальнейшее развитие промышленности и торговли г. Рыбинска продолжалось. Стала усиливаться роль банковского капитала. Здесь работали отделения самых крупных банков России, финансирующие развитие торговли, судоходства, строительство промышленных объектов. К 1908 году в городе было чуть больше десяти торговых домов.
Стало наблюдаться проникновение иностранного капитала в промышленность.
В Первую Мировую войну в Рыбинск было эвакуировано несколько крупных прибалтийских заводов. В 1916 г. компания «Русский Рено» начала строительство завода по выпуску авиационных и автомобильных двигателей.