Стерлитамак в советское время
С 1920 Стерлитамак становится столицей БАССР. Однако в 1922 столица переносится в
Уфу. В 1930 Стерлитамак становится районным центром. В 1932 рядом с деревушкой
Ишимбаево на территории Стерлитамакского района начинается промышленная добыча
нефти. Стерлитамак, в связи с этим событием, стали именовать «Вторым Баку».
С открытия
месторождения для Стерлитамака начинается период быстрого развития. Строится ЖД. В 1934
в Стерлитамак прибывает первый поезд. В итоге, третью пятилетку город начал, как крупный
промышленно-индустриальный центр. В годы ВО войны в Стерлитамак эвакуировано несколько
крупных производств, в том числе: станкостроительный завод из Одессы, завода «Красный
пролетарий» из Баку, трест «Башнефтеразведка», содовые заводы из Донецка и Славянска,
цементное предприятие Брянска, обувная фабрика Москвы. В 1941 началось создание
треста «Стерлитамакстрой».
В 1943 начал работать завод «Авангард», относящийся к оборонной
промышленности. В 1960 - построена первая АТС. В 1961 в Стерлитамаке появилась первая в
Башкортостане троллейбусная линия. В 1964 завершено строительство «Каустик» - химического
завода Стерлитамака. А к концу 1980-х город становится неблагоприятным, с точки зрения
экологии, местом, оказавшись в списке самых загрязненных вредоносными выбросами городов
страны.