С начала XIX г. наметилась тенденция к благоустройству города. В 1804 г. Александр I утвердил план регулярной застройки Сызрани, согласно которому также производилось освещение центра города и щебенение улиц. К этому моменту в городе уже было построено 8 каменных храмов.
В 1873 г. на Сызранском заводе впервые стал добываться русский асфальт. Существенный импульс к развитию городская экономика получила с прокладкой железнодорожного сообщения: в 1874 г. Сызранско-Вяземской железной дороги, в 1876 г. - Батраки- Оренбургской, а в 1898 г. - Московско-Рязанской. Так, Сызрань стала крупным железнодорожным перевалочным пунктом для перегрузки товаров с железных дорог на курсирующие по Волге суда и наоборот. В 1880 г. было запущено железнодорожное движение по Сызранскому (Александровскому) мосту, переброшенному через Волгу и соединяющему Европу и Азию.
В 1887 г. был запущен в эксплуатацию городской водопровод. В 1899 г. произошла телефонизация Сызрани. Открылись новые учебные заведения, библиотека, театр. Администрация активно занималась также озеленением города - засадкой его парками и скверами.
К началу XX в. в Сызрани интенсивно развивалась мукомольная промышленность, и город вышел на 4 место в России по переработке зерна.