В ХIХ веке Тверь являлась достаточно крупным городом Российской империи и продолжала активно расти и развиваться. Здесь был организован Комитет по благоустройству города под руководством Росси К.И. В это время был построен Христорождественский собор, перестроены жилые кварталы города, позже была возведена Вознесенская церковь, различные административные здания.
С 1839 года выходят «Тверские губернские ведомости», в 60х была открыта библиотека и историко-архитектурный музей. В 1851 году через Тверь по ново построенной ж.д. ветке «Николаевская» пошли первые поезда из Москвы в Санкт-Петербург.
В ХIХ в Твери было налажено мануфактурное производство тканей, бумаги, деталей к машинам и т.п. Образовательная сфера была представлена множеством школ, в том числе и женскими, училищами (женское, учительская школа, коммерческое и др. ) и духовной семинарией. В 1900 году в городе был возведен стационарный мост через Волгу, этот проект разработал Л. Машека.
В начале ХХ века Тверь продолжала экономическое развитие: в городе был пущен трамвай, сюда прилетали самолеты, здесь была изготовлена первая радиолампа, открыт кинематограф.
С 1902 году в городе начали действовать представители рабочей партии. Гражданская война сильно разрушила экономику города. С 1931 года Тверь получила новое имя – Калинин.