Подписаться
Новости  История  Достопри...  Экономика 
   
 

Дмитриевский собор. Уникальное скульптурное убранство.

Дмитриевский собор по своему устройству  – это классический храм средневековья. Но отделка собора просто уникальна. Стены Дмитриевского собора отделаны богатейшим каменным орнаментом. Резьба по камню во времена возведения храма была новым методом украшения каменного строения, тем не менее, выполнена она превосходно.

На фасадах собора можно насчитать до пятисот разнообразных рельефов. Эти резные картины создают своеобразную картину мира, запечатленную в камне на века. Христианские образы здесь смешиваются с языческими. На стенах собора запечатлены сюжеты средневековой литературы. Храм предстает перед нами, как интересная книга, где есть и христианские истории, и языческие мифы, и герои средневековых литературных произведений. Только смотрите внимательно! Вот перед вами высеченные образы святых мучеников Бориса и Глеба, а под ними фантасмагорические животные и растения.

В чем причина такого уникального способа, примененного для украшения храма? Да и украшения ли это?

Историки считают, что сам собор и все его детали были выполнены для одной цели – подчеркнуть княжескую власть. Тема власти прослеживается везде: и в самом величавом могуществе храма, и в его орнаментах. Рассмотрим композицию южного фасада. На ней мы видим изображение «Вознесения А. Македонского на небо». Какой необычный сюжет для украшения православного христианского храма? Оказывается, в эпоху средневековья он был довольно популярен, благодаря литературной повести того времени «Александр». Мы видим Александра в плетеном коробе, который поднимают к небесам 2 грифона, а сам Александр держит в руках приманку для них – маленьких львят. Грифоны тянутся к добыче, тем самым вознося Александра Македонского на небеса. Этот сюжет рассматривался, как божественное покровительство для княжеской власти.

На северном фасаде мы видим изображение князя Всеволода Большое Гнездо с сыновьями. Что также должно было подчеркнуть силу и незыблемость княжеской власти.

На западной стене мы видим три рельефа, изображающие подвиги греческого героя Геракла. Откуда эти сюжеты взялись на стенах христианского русского храма? По одной из версий, резчики по камню взяли эти сюжеты с изображений древнего ларца, принадлежащего князю.

Стоит обратить внимание и еще на один персонаж, высеченный на стене собора. Это Царь Давид. Давида окружают птицы, растения и звери – все, что сотворено Богом. Царя Давида можно увидеть на трех фасадах Дмитриевского собора. Давид – певец, мудрый царь, пророк и наставник, не мог остаться незамеченным при придании всему храму образа несокрушимой и божественной княжеской власти.