Прибывающих в Волгоград железнодорожным транспортом встречает монументальное, с характерной для 50-х годов ХХ века башней со шпилем, трехэтажное здание вокзала, занесенное в 1997 году в список архитектурных памятников.
Железная дорога местного значения в Царицыне появилась в 1862 году. Тогда же построено первое деревянное здание вокзала на берегу Волги. В связи с открытием сообщения с Москвой, уже на месте современного в 1871 году появилось кирпичное здание. Но в годы Великой Отечественной войны железнодорожный вокзал, являясь важным стратегическим объектом, оказался в центре массированных обстрелов, переходил несколько раз то в одни руки, то в другие, и в результате полностью был разрушен, как и большинство зданий военного Сталинграда. Только в 1950 году начали строительство нового вокзала по проекту, разработанному архитекторами А. В. Куровским и С. З. Брискиным, и инженером-конструктором А. Ф. Кадильниковой. Открытие состоялось 2 июня 1954 года.
Кирпичные стены снаружи скрыты гранитом и инкерманским камнем, внутренняя облицовка – мрамор. Потолки украшены лепниной, розетками, кессонами. Оформлением вокзала занимались художники Я. Скрепков, Д. Мерперт, В. Крылов, скульпторы В. Н. Безруков, М. Д. и Н. А. Павловские. В росписях и скульптурных барельефах преобладают темы ратного подвига и героического труда.
Выплеснувшись на Привокзальную площадь, гости города оказываются перед цепочкой площадей, пройдя через которые можно попасть на набережную Волги.