Наконец, краеведческие споры о происхождении названия «Гаврилов-Ям» – найдены исторические документы, подтверждающие, что в слободе действительно стояла ямская станция. Впрочем, найденные исторические документы открыли интересные, ранее неизвестные факты.
Так, например, три лет назад река Которосль была судоходной, а селом Гаврилов-Ям поочередно владели князья Гагарины, семья графов Кольцовых-Массальских, ростовские дворяне Яковлевы и даже великосельские крестьяне Локаловы, которые, кстати, и заложили в виде мануфактуры градообразующий льнокомбинат. Интересно, что гаврилов-ямские помещики отпускали своих крестьян задолго до знаменитого указа 1861 года.
В начале ХХ века в Гаврилов-Яме был собственный синематограф, чтобы было редкостью для тогдашней России. Кроме того, в городе было три пивные и две винные лавки, две пожарные дружины и 17 общественных колодцев, кстати, сегодня их осталось только 12.
И всё-таки главное, что исторические документы неоспоримо доказали, что в Гаврилов-Яме находилась ямская станция, которая вместе с соседней Лахостской станцией к Архангельскому тракту. Хотя эти станции и находились и вдали от основной трассы, но они играли важную роль в обслуживании Архангельского тракта вплоть до XIX века. И значит, что знаменитый Гаврила – хозяин города на праздниках – мог оказаться вполне реальным ямщиком, а открывшийся в городе музей ямщика теперь становится по-настоящему историческим музеем.