Идея организовать в Смоленске авиазавод возникла у М. Н. Тухачевского. Являясь командующим войсками на Западном фронте, в письме, датированном 12 апреля 1923 г, он попросил у Смоленского Губисполкома оказания помощи в быстром оборудовании аэродрома Смоленска, а также в предоставлении помещения для Ремвоздухмастерских N 2 для разворачивания авиационного завода.
В 1924–1925 годах управление Промвоздуха разработало проект строительства авиационного завода в г. Смоленска. В конце 1925 г. данное строительство началось. Проводилось оно под руководством А. Д. Муратова.
За 1925–26 годы были построены цеха 1-ой очереди:
• деревообделочный;
• слесарно-механический;
• малярный;
• обойный;
• сборочный;
• моторный;
• сушилка;
• электростанция.
В качестве первого управляющего данным заводом назначили М. В. Бавтуто.
2000 год – создание СУ-38, сельскохозяйственного самолета совместно с ОКБ «Сухого». Обладая большим опытом в строительстве легких самолетов, профессиональные специалисты данного завода вместе с проработкой документов головного КБ сумели внести довольно ценные предложения по оптимизации самолетной конструкции и усовершенствования его летно-испытательных свойств.
На сегодняшний день наладилось производство наборов крыльев и оперения самолета.
В 2000 году возобновилось производство продукции широкого спроса.
2002 год – принятие участия в программах ТУ-154, ЯК-130 (производство законцовок крыла).
2003 год – на МАКС-2003 представлено семейство совершенно новых самолетов. Все они были изготовлены по разработкам В.П.Кондратьева.
В 2004 году летом стартовали испытания 6-ти местного гидросамолета под названием СМ-92. У поплавкового шасси – амфибийный вариант, который обеспечивает посадку самолета на неподготовленные площадки и грунтовые аэродромы.
2004 год – участие 3-5 сентября в Гидроавиасалоне-2004.
В декабре 2004 года Смоленский авиазавод принимал участие в «САКС-2004». Здесь авиазавод Смоленска представил направление в легкой авиации.