Перестроечный и постперестроечный период нанес неисцелимый удар самой важной достопримечательности Мещёры: воспетой поэтом Паустовским К.Г. железной дороге. Эта железная дорога первоначально была построена для вывоза леса, а позднее продлена до Владимира и она играла самую важную роль в экономическом развитии Мещёры. Многие годы узкоколейка была главным видом транспорта в лесах Мещёры, которые не имели иных круглогодичных дорог.
В 20-х годах XX века участок под названием Владимир – Тумская перешит был на широкую колею и в этом виде существует и сегодня. Узкоколейный участок Тумская – Шумашь – Рязань – Пристань работает в полном объёме до постройки моста через Оку и шоссе, после чего быстро снизилось значение узкоколейки. Сначала прекратилось движение пассажирское, затем и грузовое движение стало достаточно редким. К 1990 году дорога была нерентабельной. Железнодорожные власти ничего лучше не нашли, кроме как закрыть движение по дороге. Последний поезд прошел по узкоколейке в 1999 году, а в 2000 году рельсы были полностью разобраны на металлолом.
В 2003 году железнодорожный мост через речку Пру в Спас-Клепиках сгорел. На этом столетняя история мещёрской узкоколейки закончилась... Можно ли было сберечь железную дорогу как исторический, культурный и технический памятник? Конечно же, да. И не просто сберечь, но также и получать с нее определенный доход. Переславский музей узкоколейной железной дороги преуспевает, а потенциал мещёрской узкоколейки в туристическом плане был несравнимо выше. Однако это оказалось вовсе никому не нужно... В наше время продолжает работать лишь небольшой участок дороги: Тумская–Гуреевский– Голованова Дача. И то, это потому что в поселке Голованова Дача нет круглогодичных дорог и во время осенней, а также весенней распутицы узкоколейка – единственная связь поселка с внешним миром.